Администрация Кагальницкого района Ростовской области

В рамках правового поля

59

Вновь в центре внимания всем известная тема возможного строительства мусороперерабатывающего завода около станицы Кировской. На этот раз речь идет о предложенном инициативной группой граждан станицы варианте форсирования событий – проведении референдума.

Освежая в памяти предшествующие данному предложению факты, нельзя не вспомнить созданную в мае Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым межведомственную рабочую группу, в задачи которой входило провести всестороннюю оценку ситуации, сложившейся в станице Кировской в связи с известием о возможном возведении завода. Деятельность этого коллективного органа возглавил министр природных ресурсов и экологии Михаил Валерьевич Фишкин, а в состав вошли представители областной и районной исполнительной власти, контролирующих органов, компании-инвестора, члены инициативной группы, эксперты в сфере биологии, химии, экологии, геодезии, метеорологии, ветеринарии, сельского хозяйства и ЖКХ.

В ходе ряда встреч и проверок выдвинутых активистами опасений путем проведения дополнительных исследований на местности, где предполагается строительство Экокомплекса по обращению с отходами, все вопросы были сняты с повестки дня, так как ни один из них не подтвердился. Так, на объекте не было обнаружено ни поверхностных водных объектов, ни возбудителей сибирской язвы, ни скотомогильников, ни близкозалегающих грунтовых вод, ни преобладающих восточных ветров, ни особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, ни земель лесного фонда или сельскохозяйственного назначения, ни участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, ни нарушений границы санитарно-защитной зоны.

Следовательно, возможное расположение на обсуждаемом участке завода не выходит за рамки правового поля. Напротив, речь уже может идти о нарушении прав инвесткомпании, которой не дают реализовать свой бизнес-проект, несмотря на то, что она все делает по закону.

Тем более, что никто еще ничего не строит, а только ведет информационно-просветительскую работу, готовясь к самому главному, определяющему этапу – прохождению государственных экспертиз - экологической и строительной. Даже глава Донского региона Василий Юрьевич Голубев, приезжая в Кагальницкий район с рабочим визитом, отметил, что, прежде всего, необходимо дождаться решений данных федеральных органов. И только после этого можно будет более предметно говорить о дальнейших действиях: отрицательное заключение скажет само за себя, положительное будет свидетельствовать о полном праве обсуждаемого проекта на жизнь.

Казалось бы, на этом пока можно поставить точку. Но тогда это
означало бы прекращение нагнетающих социальную обста-
новку действий, депопуляризирующих районную исполни-
тельную власть и привлекающих всеобщее внимание.

11 октября в Территориальную избирательную комиссию Кагальницкого района поступило ходатайство о регистрации инициативной группы граждан из числа жителей Кировского сельского поселения по проведению местного референдума по вопросу предполагаемого строительства завода. Ходатайство было отклонено из-за многочисленных ошибок в формулировках и прилагаемой документации, неверных ссылок на законы.

После приведения документов в соответствие, 31 октября инициативная группа повторно направляет в районный ТИК ходатайство о проведении референдума, после чего его переадресуют Собранию депутатов Кировского сельского поселения для проверки соответствия его содержания требованиям федерального законодательства.

При этом нельзя не подчеркнуть, что, согласно правовой оценке и первого, и второго ходатайства управления аппарата Законодательного Собрания Ростовской области, «предлагаемый в ходатайстве вопрос не соответствует требованиям федерального законодательства» и «не может быть вынесен на местный референдум в Кировском сельском поселении». Ведь в статье 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» четко прописано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) их накопления; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Какие-либо иные полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления ни Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» не предусматривают.

При этом необходимо учитывать, что в силу положений статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления не могут отождествляться с объектами захоронения, хранения, обезвреживания, утилизации отходов. Под накоплением отходов в указанном Федеральном законе понимается лишь складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Таким образом, поскольку вопрос, отраженный в ходатайстве, не относится к вопросам местного значения Кировского сельского поселения, то и само ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума по данному поводу противоречит пункту 3 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 1 статьи 14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и части 1 статьи 12 Областного закона
«О местном самоуправлении в Ростовской области». А согласно пункту 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству РФ, законодательству соответствующего субъекта РФ.

В понедельник, 2 декабря, состоялось заседание Собрания депутатов Кировского сельского поселения. Депутаты приняли решение провести его в закрытом режиме. В этот день рассматривалось соответствие областным и федеральным законам вопроса, планируемого к вынесению на народное голосование. Подавляющим большинством голосов было принято решение, что данный вопрос противоречит действующему законодательству, а, следовательно, не может быть вынесен на местный референдум.

И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начинали – закон един для всех и не может быть переписан или вольно трактован в угоду чьи-то желаний. Он строг, непоколебим и справедлив.

Источник публикации: общественно-политическая газета «Кагальницкие вести»